Социальное реагирование на информацию

1. С самого начала и в ходе развития научно-техническом

революции понятия "реакция" и "реагирование" постоянно сопровождают понятие "информация". Это и понятно, поскольку реагирование непосредственно связано с информацией и неотделимо от нее, точно так же, как информация неотделима от реагирования.

2. В современных условиях отношение к явлению реагирования, передаваемое словом-понятием "реагирование", проявляет себя точно так же, как на рубеже 40-х — 50-х годов отношение к информации.

Вместе с тем исторически, с развитием и становлением человеческого общества реагирование на информацию принимает характер социального реагирования на информацию, т. е. сознательного и избирательного отношения к информации, при котором информация формируется в процессе реагирования на нее. Информация постоянно порождает информацию на основе реагирования в процессе предметной деятельности в социуме и служит основой управления и самоуправления для человека и его образований.

Под процессом социального реагирования на информацию мы понимаем особенности отношения человека и его формирований к воспринимаемой информации в зависимости от условий, обстоятельств и конкретной ситуации. Этот процесс зависит от развития социальных процессов, воспринимаемых как социальная информация на каждом конкретном этапе их проявления.

При этом конкретное проявление процесса социального реагирования на информацию основано на сопредельности процессов информации и социального реагирования на информацию. Под сопредельностью процессов информации и социального реагирования на информацию мы понимаем условие, при котором воздействие информации на субъект действия связано либо с порождением новой по условиям развития самого субъекта или окружающей его действительности социальной информации, в том числе научной, технической, бытовой и т. п., либо с побуждением или выполнением действия, воспринимаемого так же, как информация. Тем самым происходят многократные проявления социального реагирования на информацию, диалектически соотносящиеся между собой. Эти проявления соответствуют, диалектически соотносятся, либо противоречат законам, традициям, обычаям, положениям, приказам, решениям и т. п. категориям, регулирующим социальные отношения как инвариантные, либо неизменяемые на определенный период и включают многочисленные и каждый раз различные особенности поведения, взгляды и мнения людей и их образований по отношению к социальным процессам и вышеназванным категориям, что оказывает влияние на сохранение, либо изменение социальных порядков, на отношение между людьми и на их деятельность.

Перейдем теперь к выявлению основных, на наш взгляд, особенностей социального реагирования на информацию, позволяющих дать этому явлению более точное определение, соответственно к особенностям взаимосвязи социального реагирования на информацию с социальной информацией.

2. ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА ИНФОРМАЦИЮ С СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ.

Некоторые особенности реагирования в процессе создания социальной информации

В сложной природе социального реагирования на информацию в современных условиях можно выделить, на наш взгляд, три основные формы социального реагирования; реагирование на отдельные стороны окружающей действительности как на информацию; реагирование на социальные отношения (например, производственные и т. д.); реагирование на различные виды информации в зависимости от условий и целеполагания.

Каждая из этих форм с древнейших времен и до наших дней, в зависимости от социальных условий и предметной деятельности могла превалировать в той или иной степени над другими, а их сочетание и взаимоотношение безусловно сказываются на активности социального реагирования на информацию. Вместе с тем эти формы, на наш взгляд, выражают развитие социального реагирования в филогенезе: можно допустить, например, что реагирование на окружающую действительность способствовало формированию стадности, использованию орудий труда и появлению социальных отношений.

С появлением социальных отношений, разделением общества на классы активизируются, по-видимому, все три формы реагирования. Несмотря на то, что третья форма реагирования на различные виды информации обязательно присутствует в первых двух и формирует их, она развивалась относительно медленными темпами от одной общественной формации к другой в зависимости от усовершенствования орудий труда, накопления знаний и развития социальной активности масс. Именно ее современное развитие позволило выделить и первые две формы.

В то же время необходимо иметь в виду, что социальное реагирование на информацию возникло и "работает" как сложное, интегративное явление, включающее, на наш взгляд, как минимум три составляющие, а именно: оценку информации, достижение цели и регулирование поведения.

Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

 

Избранные статьи

Социальные функции семьиСоциальные функции семьи.
Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе...
Социальные классыСоциальные классы.
Социологи расходятся во взглядах на источники социальной стратификации, но они едины в том, что социальное неравенство является структурным аспектом современной жизни...
Социальная экологияСоциальная экология.
рассматривает соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, то есть со средой, окружающей человека...

Конкуренция на рынке труда

Конкуренция на рынке трудаКонкуренция на рынке труда существует в следующих формах: между работодателями, между работниками, между наемными работниками и работодателями ...

Роль государства в регулировании доходов

Роль государства в регулировании доходовРегулирование доходов при всех экономических системах является составной частью социально-экономической политики, направленной на повышение доходов ...

Источники социальной незащищенности

Источники социальной незащищенностиИсточники можно разделить на две группы: абсолютные и относительные. К первой группе относятся те, которые при любой направленности их динамики однозначно влияют на ...

Показатели миграции населения

Показатели миграции населенияРазличают внутреннюю, внешнюю, сезонную и маятниковую миграцию. Для характеристики используются относительные и абсолютные показатели миграции ...