Социальное реагирование на информацию

Фактор социальной (политической) обстановки.

Данный фактор, как правило, связан с информацией и реагированием на нее, в которых учитываются: "расстановка сил" (лиц, организаций, партий, союзов и т. д.), с помощью которых можно достичь цели; значимость предпринимаемых действий для личных, общественных, государственных, производственных и т. п. отношений; отношение к способности выполнить обязательство, установку, предписание, соглашение, договор, план, программу и т. п.; значение отношения других или заинтересованных лиц, групп, коллективов, государств, союзов — к ценностям, интересам, потребностям, связанных с достижением цели; предсказуемость или непредсказуемость поведения отдельных лиц, групп, систем.

Фактор стратегии и тактики связан с необходимостью выполнения обязательств, установок, предписаний, соглашений, договоров, планов, программ и т. п., имеющих личную, общественную, государственную, производственную и т. п. значимость. При этом явно или неявно учитываются моральные, психологические, социальные убеждения, установки, нормы, мнения, характер отношений (дружественный, конфликтный и т. п.).

Особенностями, в частности, являются: анализ целей (в науке — построение дерева целей), методов (способов) и средств их достижения; сохранение, проведение в жизнь или изменение у человека, группы, коллектива, общества принятых установок, таких как идеологические, мировоззренческие, экономические, социальные (бытовые), патриотические, культурные, религиозные, управленческие, административные, научные, гражданские, технические, правовые.

На практике эти особенности реализуются в двух общественных формах: в форме прямого, честного, непосредственного, открытого, откровенного отношения (разговора, поведения, поступка, дела и т. п.), а также в форме "игры", что допускает подмену одной информации другой, выявление или создание условий с помощью информации (истинной или ложной), реагирование на которую способствует достижению цели.

Однако именно потому, что эта "игра" проявляется многократно в отношениях между людьми, она служит естественной основой определенных и вместе с тем уже вполне серьезных политических тенденций, позиций, получивших название "манипулирование сознанием". Манипулирование сознанием, как правило, связано с использованием информации в самых различных ее формах в целях пропаганды убеждений, взглядов, идеологий, мировоззрения. С этой точки зрения манипулирование сознанием было, есть и будет в человеческом обществе как связанное с социальным реагированием на информацию и являющееся ярким примером как индивидуального, так и коллективного реагирования — вне зависимости от характера информации — истинной или ложной.

Другое дело, что манипулирование сознанием приобрело уничижительный оттенок, поскольку в порядке обратной связи от возможного или конкретного изменения взглядов, стиля поведения, политики определенных субъектов общества внимание акцентируется на источнике той или иной социальной информации и выявлении истинных целей, с которыми была порождена данная информация.

г) культурный уровень системы социального реагирования на информацию человека

Под культурным уровнем системы социального реагирования на информацию человека мы понимаем уровень духовной связи человека с ценностями человеческой культуры и информацией об этих ценностях. Особенностью информации о ценностях человеческой культуры является то, что она может возникнуть только под влиянием социального реагирования, формируя и, соответственно, испытывая влияние культурного уровня системы социального реагирования на информацию человека.

Рассмотрим ряд взаимосвязанных сторон культурного уровня данной системы, которые, на наш взгляд, отражают в определенной степени его работу, а именно: понимание культуры и культурных ценностей; влияние диалектических связей и противоречий при оценке культуры и культурных ценностей.

Понимание культуры и культурных ценностей формируется у человека под влиянием воспитания и образования, жизненного опыта, традиций. В зависимости от условий жизни и способностей человека это понимание, с одной стороны, органически включается в его образ жизни, поведение, привычки, с другой — формирует мировоззрение, цели и потребности в достижении известного уровня культуры и соответствующих ценностей, с третьей — служит условием познания и создания новых ценностей.

Вместе с тем понимание культуры и культурных ценностей формируется в диалектических противоречиях с социальными условиями и жизненными процессами, тем самым в зависимости от конкретных условий обитания и социальной среды, от степени участия в общественном производстве, распределении и получении общественных благ, от способностей выразить отношение к окружающей действительности и своему внутреннему миру и от развития этих способностей.

Перейти на страницу: 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

 

Избранные статьи

Социальные функции семьиСоциальные функции семьи.
Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе...
Социальные классыСоциальные классы.
Социологи расходятся во взглядах на источники социальной стратификации, но они едины в том, что социальное неравенство является структурным аспектом современной жизни...
Социальная экологияСоциальная экология.
рассматривает соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, то есть со средой, окружающей человека...

Конкуренция на рынке труда

Конкуренция на рынке трудаКонкуренция на рынке труда существует в следующих формах: между работодателями, между работниками, между наемными работниками и работодателями ...

Роль государства в регулировании доходов

Роль государства в регулировании доходовРегулирование доходов при всех экономических системах является составной частью социально-экономической политики, направленной на повышение доходов ...

Источники социальной незащищенности

Источники социальной незащищенностиИсточники можно разделить на две группы: абсолютные и относительные. К первой группе относятся те, которые при любой направленности их динамики однозначно влияют на ...

Показатели миграции населения

Показатели миграции населенияРазличают внутреннюю, внешнюю, сезонную и маятниковую миграцию. Для характеристики используются относительные и абсолютные показатели миграции ...