Осознание социальной (языковой) среды постоянно учитывает возможность объяснения и понимания информации в ее языковом выражении, связанной с условиями ее получения и передачи. К таким условиям, в частности, относится: использование языка как такового (родного или неродного).
Для условий родного языка. Люди постоянно сознают удобство, естественное состояние и свободу самовыражения при пользовании родным языком. При этом для большинства людей родной язык был и остается лучшим способом выражения мыслей и информации. Родной язык создает ощущение контакта, понимания, близости и это хорошо известно, например, людям, встретившимся вдали от родного дома.
Для условий неродного языка. Аналогичную роль контакта и понимания может выполнить и язык, выбранный для общения. Однако в этом случае ощущение удовлетворения от пользования языком возникает только при его хорошем знании. При недостаточном знании языка на помощь приходят, как правило, жесты и мимика, письменные выражения, изображения знаков, рисунков и т. п. По условиям контактов используются переводчики.
Осознание возраста или характера отношений. Это условие позволяет человеку либо говорить своим языком среди ровесников, либо менять стиль изложения и речь в общении с людьми другого возраста, а также в зависимости от характера отношений. И в том и в другом случае меняются возможности получения и передачи информации.
Осознание своего круга. Это условие относится к семейным, дружеским, профессиональным и корпоративным условиям общения. Оно может включать знание слов, выражений, обозначении, систем, известных только узкому кругу людей и способных вызвать реагирование только этого круга. Весьма часто это условие связано с наличием речевого стиля, например, отчетливой литературной речи, жаргона (сленга), использование техницизмов, слов-паразитов, включение иностранных выражений или отдельных слов и т. п.
"Весомость слова". В этом условии можно, в свою очередь, выделить, как минимум, три момента:
а) нравственную и этическую позиции;
б) значение или связь с социальным положением;
в) связь с тем обстоятельством, как человек зарекомендовал
себя в семье, в компании, по службе, в обществе и в общественных движениях.
Языковый уровень социального реагирования на информацию человека все чаще, на наш взгляд, выступает критерием оценки деятельности человека в современных условиях.
Социофакторная подсистема уровней социального реагирования на информацию человека
а) социально-оценочный уровень социального реагировании на информацию человека
С детства у человека вырабатывается способность к оценке социальных условий, положений, ситуаций, целей, интересов, потребностей, природных и личных предметов и явлений — ценностей. Тем самым с детства и на протяжении жизни человека, в каждый конкретный момент, в зависимости от его социального, в том числе семейного и служебного положения, классовой принадлежности и позиции (убеждений), образования, жизненного опыта, характера, связи с традициями происходит оценка отношения к социальной действительности, его социально-оценочное реагирование, по сути дела регуляционно-управленческого отношения к социальным аспектам действительности и к своему поведению и самопознанию, тем самым к социальной информации и проявляемому оценочному реагированию других людей (систем) по отношению к социальной действительности.
Весьма важно подчеркнуть ряд моментов, которые, на наш взгляд, характерны для формирования социально-оценочного уровня социального реагирования на информацию и системы социального реагирования на информацию человека.
1. Выделение человека из животного мира под влиянием труда означало развитие способностей оценивать и сравнивать зарождающиеся условия социальных отношений, способствовало его формированию как системы социального реагирования на информацию.
2. Разделение труда в процессе трудовой деятельности, а также появление организации и управления означало одновременно разделение систем социального реагирования на информацию, разделение условий социальной жизни и формирования социальных особенностей, проявляемых в особенностях оценок социальной действительности.
3. С развитием орудий труда и познания, расширением труда усложняются функции систем социального реагирования на информацию: человек как система социального реагирования на информацию сознательно создает новые системы социального реагирования, отвечающие новым условиям развития и разделения труда. Тем самым усложняются и дифференцируются функции социально-оценочного уровня социального реагирования на информацию: для адекватной оценки конкретной ситуации необходимо знание создающих ситуацию систем, их отношение к ситуации, наряду с возможностями и желаниями своей собственной системы. Социальная память наряду с социальным познанием — опытом — выступают как моменты и стороны социально-оценочного уровня социального реагирования на информацию, способствующие управлению социальным реагированием на информацию (определенным действиям, поведению, словом, их последовательности, значению, характеру проявления — организации).