Социальное реагирование на информацию

Развитие человека как такового всегда подразумевает:

а) развитие способности оценивать окружающую действительность с точки зрения состояния, изменения и особенностей развития, включая особенности эмоциональных состояний;

б) развитие способности оценивать свой внутренний мир, который в определенном своем проявлении становится внешним, доступным для оценки и самооценки, для наблюдения и реагирования других людей, а именно: ум, характер, волю, способности, нравственные качества;

в) развитие способности оценивать саму способность к выполнению умственной и физической деятельности, а также способность оценивать саму способность к наблюдению и самонаблюдению, контролю и самоконтролю, управлению и самоуправлению.

Тем самым социальное реагирование на информацию на данном уровне выражается, в частности, в том, что человек "придает значение" тем или иным факторам окружающей действительности и своего внутреннего мира как информации. Этот момент означает, что информация либо признана и вызвала реагирование, либо сформулирована как информация, поскольку включает отношение к ней.

Придавать значение можно, как известно, любому знаку, сигналу, факту, событию, состоянию, предмету, явлению и формам их движения. Причем, если эта информация закрепляется на каком-либо материальном носителе, она заново воспринимается со своим отношением — реагированием. Но чем длительнее, устойчивее и подчас сложнее отношение к информации, и следовательно, реагирование на нее, тем потенциально больше возможностей может включить информация при ее использовании. Отсюда постоянное реагирование и общества и науки при использовании языка и объектов материальной культуры и природы, связанных с пониманием первоначального и последующего смысла, значения, формы, цели, назначения.

И здесь важны связи и различия соответственно между пониманием и реагированием, значением и понятием "придавать значение".

Отметим две стороны диалектики понимания и реагирования.

1. Понимание и реагирование образуют причинно-следственную связь: определенное понимание информации может привести к столь же определенному реагированию.

2. Есть понимание, но нет реагирования, вернее, нет его внешних признаков.

В каждом случае понимание связано со значением, которое несет информация, или, иначе, выражаемого информацией, а реагирование с тем значением, которое придается этой информации. Отсюда различие в особенностях и временных интервалах как понимания, так и реагирования.

Таково, на наш взгляд, одно из условий формирования информации и реагирования на нее, в зависимости от динамики значений и понимания.

Далее. Логико-психологический уровень социального реагирования на информацию контролирует на основе отношения к информации этапы ее понимания и обязательную в этих случаях связь реагирования с логическими операциями, а именно: анализом, синтезом, суждениями, умозаключениями, которые постоянно являются информативными объектами пристального наблюдения (отношения) людей за состоянием социального реагирования.

Состояние социального реагирования на информацию постоянно связано с соотношением совершаемых, либо завершенных действий и поступков с пониманием и реагированием. Поэтому мы рассмотрим здесь две стороны этого сложного интегративного явления. Для первой, на наш взгляд, общей (обычной) стороны социальное значение (если воспользоваться термином С. С. Гусева и Г. Л. Тульчинского ) и информативность, например, в общении между людьми, приобретают человеческие качества, такие как доброта, чуткость, прямота, честность, отзывчивость, душевность, теплота, участие, внимание, общительность (коммуникативность), строгость, исполнительность, честолюбие, скрытность, сдержанность, бахвальство, легкомыслие, зависть, коварство, злопамятность и т. п.

Реагирование, в частности, связывается с тем, что можно ожидать от человека, либо что ему можно сказать, тем самым, на какое понимание информации можно рассчитывать. При этом социальное реагирование принимает форму мнения, настроения, выводов, рекомендаций, примера, призыва, предупреждения, поступков, деятельности и т. п., имеющих трудовой, бытовой, производственный, юридический, административный, нравственный, воспитательный и т. п. характер, как связанных с влиянием других систем социального реагирования на информацию. Можно также сказать, что названные выше человеческие качества и различные формы социального реагирования на информацию входят как составные части в нормативно-оценочные системы, а проще — "работают" как своеобразные фильтры, способствующие пониманию информации, передаваемой человеком (людьми) или исходящей от человека, тем самым "пониманию самого человека, его поведения и деятельности. Гусев и Тульчинский, например, рассматривают природу смеха с точки зрения выявления природы понимания.

Перейти на страницу: 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

 

Избранные статьи

Социальные функции семьиСоциальные функции семьи.
Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе...
Социальные классыСоциальные классы.
Социологи расходятся во взглядах на источники социальной стратификации, но они едины в том, что социальное неравенство является структурным аспектом современной жизни...
Социальная экологияСоциальная экология.
рассматривает соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, то есть со средой, окружающей человека...

Конкуренция на рынке труда

Конкуренция на рынке трудаКонкуренция на рынке труда существует в следующих формах: между работодателями, между работниками, между наемными работниками и работодателями ...

Роль государства в регулировании доходов

Роль государства в регулировании доходовРегулирование доходов при всех экономических системах является составной частью социально-экономической политики, направленной на повышение доходов ...

Источники социальной незащищенности

Источники социальной незащищенностиИсточники можно разделить на две группы: абсолютные и относительные. К первой группе относятся те, которые при любой направленности их динамики однозначно влияют на ...

Показатели миграции населения

Показатели миграции населенияРазличают внутреннюю, внешнюю, сезонную и маятниковую миграцию. Для характеристики используются относительные и абсолютные показатели миграции ...