Социальное реагирование на информацию

На наш взгляд, ценности искусства можно подразделить на непосредственные и опосредованные, связанные с культурным уровнем системы социального реагирования на информацию человека.

Непосредственными ценностями являются произведения искусства во всех его жанрах и изготовлении предметов. Опосредованные можно разделить как минимум на две составляющие: наличие способностей, таланта, которые проявляет сам человек и развитию и становлению которых содействует (либо должно содействовать) общество, и наличие условий для развития и проявления способностей и таланта. Это широкая гамма социальных реалий, включающая уровень культуры, ее экономику, наличие школ мастерства, условий для творчества и его оценок, т. е. мира искусства, который в свою очередь способствует созданию произведений искусства.

Противоречия в искусстве — это противоречия между способностями художника, идейной направленностью произведений, условиями создания произведений и условиями вовлечения произведений в сферу культуры. Эти противоречия связаны с основными социальными противоречиями, характерными для конкретного времени общественного развития и их основы — классовых противоречий, и культурный уровень системы социального реагирования художника, как правило, аккумулирует и отражает особенности переживаемого периода как в реалистической, так и аллегорической форме.

Культурный уровень системы социального реагирования на информацию человека, передаваемый в оценке и отношении к оценке художественного уровня и идейной направленности произведения, дает в свою очередь информацию об индивидуальных противоречиях, связанных с восприятием произведения и реагирования на него, а именно противоречиями между общей культурой, воспитанием, образованием, опытом, оценочными критериями, знанием, пониманием, убеждениями и целями восприятия произведения искусства.

И здесь, на наш взгляд, важно подчеркнуть ряд условий {особенностей) развития и функционирования искусства, на которых отражается отношение системы социального реагирования на информацию человека и других систем социального реагирования.

Рассмотрим первое из них. Для всех видов и жанров искусства характерна наглядность воплощения социального реагирования на информацию. Поэтому острота восприятия любого произведения, будь то музыка, скульптура, театральная постановка, архитектура, живопись, художественная литература, зависит от степени связи любых остроконфликтных, проблемных, вечных, либо просто типичных особенностей изображаемых объектов окружающего и внутреннего миров человека с социальной действительностью, с одной стороны, особенностей художественной трактовки — с другой.

Другим условием является то, что виды и жанры искусства дополняют друг друга и в этом смысле ни один из них не является универсальным, но каждый стремится своими средствами к этой универсальности отражения жизни и находит бесконечные возможности за счет взаимного обогащения видов и жанров искусства, способностей и таланта интерпретаторов. Результатом является богатство замыслов, воплощений, передачи мыслей, идей, ситуаций, характерных особенностей, информативность которых обогащает людей знанием окружающей и своей природы.

Весьма важным и в значительной степени ведущим социальным условием создания произведений искусства является их способность быть товаром, либо объектом социальных (в частности политических) отношений. Их дарят, покупают и продают, либо сохраняют и передают из поколения в поколение как достояние отдельных людей, государства, человечества. На протяжении столетий выработалась определенная градация ценностей искусства, в которой произведения, созданные дарованием гениев и талантов, бесценны.

Философия как сфера культуры и культурных ценностей воспринимается как сфера высших достижении культуры и человеческого ума, призванных подобно маяку освещать дорогу общественного развития и общественного сознания в настоящем и будущем.

Ценностями философии являются ее учения, взгляды на природу, общество и мышление на протяжении всех веков существования человечества. К философии обращаются человек и общество для выявления истины как в плане познания, так и в плане общественных отношений, оценки социальных условий, общественного состояния и развития, трудовой и общественной деятельности, цели и смысла жизни, и в ней же черпают знания и силы для преодоления и разрешения постоянно возникающих в жизни противоречий.

В современную нам эпоху широко осознаваемыми, обостренными стали противоречия между бытием и сознанием, возможностью и действительностью, свободой и необходимостью. Эти противоречия рассматриваются как следствие связанных в один клубок проблем войны и мира, научно-технического прогресса, неравномерного развития стран с различным общественным строем.

Перейти на страницу: 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37

 

Избранные статьи

Социальные функции семьиСоциальные функции семьи.
Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе...
Социальные классыСоциальные классы.
Социологи расходятся во взглядах на источники социальной стратификации, но они едины в том, что социальное неравенство является структурным аспектом современной жизни...
Социальная экологияСоциальная экология.
рассматривает соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, то есть со средой, окружающей человека...

Конкуренция на рынке труда

Конкуренция на рынке трудаКонкуренция на рынке труда существует в следующих формах: между работодателями, между работниками, между наемными работниками и работодателями ...

Роль государства в регулировании доходов

Роль государства в регулировании доходовРегулирование доходов при всех экономических системах является составной частью социально-экономической политики, направленной на повышение доходов ...

Источники социальной незащищенности

Источники социальной незащищенностиИсточники можно разделить на две группы: абсолютные и относительные. К первой группе относятся те, которые при любой направленности их динамики однозначно влияют на ...

Показатели миграции населения

Показатели миграции населенияРазличают внутреннюю, внешнюю, сезонную и маятниковую миграцию. Для характеристики используются относительные и абсолютные показатели миграции ...