ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ .

Особое внимание в соответствии с правительственной программой уделялось трудоустройству и реабилитации граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке, прежде всего, инвалидов, выпускников общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений, лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

В 1996г. Правительством РФ был разработан проект Программы социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000гг., а также наметить первоочередные мероприятия по улучшению социальной ситуации в стране.

Ведущую роль в области адресной поддержки населения призваны играть субъекты Федерации. Ситуация на местах вынуждает переходить к предоставлению многих видов помощи только малоимущим. Так, в Нефтеюганском районе с сентября 1998 года вместо выплаты компенсаций за питание введена адресная программа для старшеклассников: подростки из малообеспеченных семей бесплатно получают горячие завтраки.

При этом принципы, закладываемые в региональные программы адресной поддержки, достаточно спорны. Показательна по своей идеологии и методическим принципам Программа адресной социальной защиты малообеспеченных граждан, которая действует в Тюменской области с 1997 года.

Программа предусматривает доплаты гражданам, которые

1) относятся к одной из 12 выделенных программой социально уязвимых групп;

2) имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.

Программа выделяет следующие социально уязвимые категории населения:

1) одинокие неработающие инвалиды и одинокие неработающие пенсионеры, нуждающиеся в постоянном уходе;

2) одинокие неработающие инвалиды и одинокие неработающие пенсионеры в возрасте 70 лет и старше;

3) дети-инвалиды до 16 лет;

4) дети до 16 лет из многодетных семей;

5) дети до 16 лет из неполных семей;

6) дети, находящиеся под опекой и попечительством, в том числе дети-сироты;

7) беременные женщины со сроком беременности свыше 12 недель;

8) кормящие матери, имеющие детей до одного года;

9) студенческие семьи, воспитывающие детей, и малоимущие студенты;

10) хронически больные, нуждающиеся в специальном питании (инсулинозависимые);

11) матери (при их отсутствии отцы) и вдовы погибших воинов-интернационалистов;

12) воины-интернационалисты, ставшие инвалидами без трудовой рекомендации.

Классификация социально уязвимых групп традиционна, сохраняет иерархию ценностей советского общества, не учитывает новые факторы риска и связанные с ними группы населения (безработные, беженцы и вынужденные переселенцы, бездомные, безнадзорные дети и др.).

Программа явно или неявно демонстрирует действующие сегодня принципы социальной защиты:

• сохранение традиционных социально уязвимых категорий населения;

• ограничение числа получателей помощи низко доходными семьями внутри этих категорий:

• сохранение распределительного подхода к оказанию помощи. В нынешних условиях это приводит к тому, что

• игнорируются новые факторы риска;

• выделенные объекты защиты не обязательно относятся к наиболее бедным слоям населения;

• поддерживаются иждивенческие настроения.

В Тюменской области принят закон "Об оказании государственной социальной защиты в Тюменской области" (от 15 января 1997 года), который на региональном уровне воплощает возможность, предусмотренную Федеральным Законом "О прожиточном минимуме": введение адресного государственного пособия как основного вида социальной помощи, предоставляемого в денежной форме за счет средств областного бюджета. Право на получение пособия получают малоимущие семьи (одиноко проживающие граждане), к которым относятся те, чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Размер пособия на одного члена семьи (одиноко проживающего гражданина) определяется как разница между величиной прожиточного минимума и среднедушевым совокупным доходом семьи (одиноко проживающего гражданина), но не ниже 10% минимальной заработной платы, установленной в Российской Федерации на момент назначения пособия, с учетом районного коэффициента. Адресная помощь может быть оказана также в натуральной форме и в виде предоставления услуг. Закон направлен на увеличение доходов малообеспеченных слоев населения до прожиточного минимума. Он использует критерий соответствия доходов прожиточному минимуму как единственный критерий для получения помощи и не учитывает принадлежность к социально уязвимой категории.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

 

Избранные статьи

Социальные функции семьиСоциальные функции семьи.
Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе...
Социальные классыСоциальные классы.
Социологи расходятся во взглядах на источники социальной стратификации, но они едины в том, что социальное неравенство является структурным аспектом современной жизни...
Социальная экологияСоциальная экология.
рассматривает соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, то есть со средой, окружающей человека...

Конкуренция на рынке труда

Конкуренция на рынке трудаКонкуренция на рынке труда существует в следующих формах: между работодателями, между работниками, между наемными работниками и работодателями ...

Роль государства в регулировании доходов

Роль государства в регулировании доходовРегулирование доходов при всех экономических системах является составной частью социально-экономической политики, направленной на повышение доходов ...

Источники социальной незащищенности

Источники социальной незащищенностиИсточники можно разделить на две группы: абсолютные и относительные. К первой группе относятся те, которые при любой направленности их динамики однозначно влияют на ...

Показатели миграции населения

Показатели миграции населенияРазличают внутреннюю, внешнюю, сезонную и маятниковую миграцию. Для характеристики используются относительные и абсолютные показатели миграции ...