Социальный аспект трудовых конфликтов на примере шахтерских забастовок

Мотивы выступления рабочих

Основными мотивами шахтерских забастовок на современном этапе их развития являются невыплата заработанных денег. Попробуем проследить весь путь денег от Правительства до шахтеров и обратно.

Государство рассчитывается с шахтерами через казначейство, уже несколько лет существующее как отдельная служба при Минфине. Кроме того отделения казначейства есть в каждом городе и районе, поэтому расчеты с бюджетными организациями идут намного быстрее - казенные деньги не зависают по полгода в коммерческих банках. Все средства, отпущенные бюджетом для угольной промышленности, распределяются по объединениям ОАО « Компания « Росуголь », а перечисляет суммы конкретным шахтам местные отделения казначейства, после выделения Минфином средств, согласно разнарядке « Росугля». Начальник управления казначейства по Кемеровской области Григорий Скрипаль утверждает, что государство выплатило шахтерам все деньги, но где же тогда зарплаты? Дать ответ на этот вопрос в можно лишь разабравшись в тонкостях экономической ситуации в нашей стране. С одной стороны, правительство выплачивает шахтерам деньги за государственные заказы, складывая с себя обязательства оплаты по отраслевым и городским заказам. А, с другой, города и отрасли не могут заплатить шахтерам, т. к. их основным заказчиком является государство. А т.к. не одни не другие не могут заплатить налогов, то получается « заколдованный круг ».

И, если работники других отраслей ( учителя, медики ) в какой то степени могут найти себе дополнительную работу, то шахтеры, в силу ряда причин, среди которых и условия труда, и географическое положение шахт не имеют такой возможности.

Требования

Так же как и в мотивах забастовочного движения возможно выделить динамику требований. Если в 1991-1992 годах забастовки носили в основном политический характер, то в 1995-1996 годах преобладали экономические требования

Так, при анализе требований бастующих в 1991-92 гг. сразу же бросается в глаза широта спектра выдвигаемых шахтерами условий, причем требования эти выходили далеко за рамки узкопрофессиональных. В соответствии со своей направленностью требования подразделялись на относящиеся к универсальному ( общество ) и локальному ( социальная группа или социально-территориальная общность ) уровням. Так в 1991-1992 годах забастовки шахтеров были реакцией на крайне низкие темпы экономической реформы.

Интересно, что суммарный уровень экономических и социальных требований в относительных величинах в « революционные »1991-1992 годы приблизительно равен уровню « стабильного »1995- 1996 года

Результаты

Одним из наиболее значимых результатов апрельской забастовки можно назвать выплату части заработанных денег и согласования графика выплаты оставшихся долгов государства перед шахтерами, за исполнением которого будет следить комиссия, составленная из лидеров профсоюзных движений. Но, эта « палка о двух концах », так как живых денег в бюджете нет и они будут изысканы путем внутреннего займа, отдавать который придется всем

О недостатках всех предыдущих решений говорит то, что число забастовок не уменьшается, а наоборот лишь растет т.е. решения которых бастующие добились благодаря им носили лишь временный характер. Тем не менее стоит отметить некоторые из них. менее стоит отметить некоторые из них. Так, II съезд шахтеров утвердил текст Генерального типового соглашения. Основным моментом считается создание и закрепление системы « коллективно-договорного регулирования производственных и трудовых отношений ». Таким образом, на первое место становится вопрос об оплате труда, складывающейся в соответствии с рыночной стоимостью горняцкой рабочей силы. Коллективно-договорное регулирование должно было основываться на нормах Международной организации труда ( МОТ), международных пактах и еще многих подобных документах, одно перечисление которых заняло бы пол-листа. Мало того, это соглашение было подписано Правительством и даже была выделена какая - то часть денег, но , как говорится « воз и ныне там ». Можно отметить, что очень часто правительство, заключая заведомо невыполнимые соглашения тем самым вызывает новое конфликты. Это связано с тем, что экономикой нельзя управлять силовыми методами, принимая волевые решения « всем хорошо жить », а постепенно реструктуризировать неэффективно действующую в целом отрасль, оставив только рентабельные шахты, выделив им дополнительные источники финансирования. Другое дело, какими способами решается эта проблема, и кому выгодно ее затягивание.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

 

Избранные статьи

Социальные функции семьиСоциальные функции семьи.
Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе...
Социальные классыСоциальные классы.
Социологи расходятся во взглядах на источники социальной стратификации, но они едины в том, что социальное неравенство является структурным аспектом современной жизни...
Социальная экологияСоциальная экология.
рассматривает соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, то есть со средой, окружающей человека...

Конкуренция на рынке труда

Конкуренция на рынке трудаКонкуренция на рынке труда существует в следующих формах: между работодателями, между работниками, между наемными работниками и работодателями ...

Роль государства в регулировании доходов

Роль государства в регулировании доходовРегулирование доходов при всех экономических системах является составной частью социально-экономической политики, направленной на повышение доходов ...

Источники социальной незащищенности

Источники социальной незащищенностиИсточники можно разделить на две группы: абсолютные и относительные. К первой группе относятся те, которые при любой направленности их динамики однозначно влияют на ...

Показатели миграции населения

Показатели миграции населенияРазличают внутреннюю, внешнюю, сезонную и маятниковую миграцию. Для характеристики используются относительные и абсолютные показатели миграции ...