ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследуя теорию и практику организации социальной защиты населения, можно сделать следующие выводы:

1. Реформы в стране привели к тому, что в плане социальной защищенности состояние нашего общества перешло от высшего к более низшему уровню. Без всякого преувеличения можно утверждать, что социальная политика современного российского государства отражает интересы не большинства, а меньшинства населения.

Разделяя понятия социальной политики в целом и социальной защиты, необходимо отметить, что сегодня в последней нуждается действительно большинство и реально она осуществляется в интересах большинства населения, ибо оно представлено наименее защищенными, слабыми слоями общества. Десятки миллионов людей в стране (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев, безработных и др.)

2. Новые экономические условия требуют все новых и новых подходов к реализации социальной защиты населения.

3. В нашем городе, регионе, как и в округе в целом, приоритетными направлениями социальной защиты на сегодняшний день являются следующие:

• преодоление бедности, изменение в этих целях механизмов поддержки малообеспеченных групп населения;

• усиление адресности социальных выплат и льгот;

• улучшение качества социального обслуживания ветеранов, пожилых, инвалидов и других социально уязвимых групп населения;

• сокращение масштабов социального сиротства детей, расширение государственной поддержки новых форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения;

• обеспечение благосостояния и защищенности детства, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства;

• развитие социального партнерства в решении проблем нетрудоспособных и малообеспеченных слоев общества;

. кадровое обеспечение;

В проекте на будущее открытие социальных столовых для нуждающихся детей и престарелых, социальных отделов в торговых точках района, пунктов проката, отделов срочной социальной помощи при сельских и поселковых администрациях.

4. В течение последних лет происходило существенное расширение перечня социальных льгот и их получателей. После 1991 года по данным вопросам было принято более 150 законов Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации. Значительное число аналогичных документов было принято на уровне субъектов Российской Федерации.

5. В настоящее время насчитывается около тысячи различных видов социальных льгот, пособий, дотаций и компенсационных выплат. Они установлены более чем для 200 категорий граждан (ветераны, инвалиды, дети, безработные, учащаяся молодежь и т.д.). Действующая система льгот и компенсаций, на наш взгляд, крайне неэффективна. Предоставление социальных выплат осуществляется преимущественно по категориальному принципу, независимо от материального положения и трудоспособности получателей.

6. Значительная часть социальных трансфертов используется на поддержку тех групп населения, доходы которых выше прожиточного минимума. В малообеспеченные семьи попадает менее 20% средств, направляемых на финансирование социальных выплат.

7. Из-за ограниченности финансовых ресурсов государство вынуждено сокращать расходы на предоставление социальных льгот, что приводит к задержкам с выплатами или полному не предоставлению льгот и компенсационных выплат. Это вызывает недовольство многочисленных групп населения, обостряет социальную обстановку в стране. Недочет материального положения получателей способствует развитию социального иждивенчества, пассивности и маргинализации общества.

На наш взгляд, необходима реализация единых подходов и единой методики при разработке программы адресной социальной помощи.

Главными критериями при оказании адресной социальной помощи малоимущему гражданину, по моему мнению, должны быть следующие:

- душевой доход ниже величины прожиточного минимума;

- нетрудоспособность в силу возрастных причин или физического состояния.

Необходима комплексная защита населения, принятие мер по предупреждению и нейтрализации неблагоприятных социальных воздействий на жизнедеятельность людей. Эта забота должна носить динамический характер. При этом самое главное и трудное состоит не только и даже не столько в том, чтобы просто дать человеку ту или иную материальную помощь, а в содействии созданию необходимых условий для самостоятельного обеспечения им себя и своей семьи.

 

Избранные статьи

Социальные функции семьиСоциальные функции семьи.
Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе...
Социальные классыСоциальные классы.
Социологи расходятся во взглядах на источники социальной стратификации, но они едины в том, что социальное неравенство является структурным аспектом современной жизни...
Социальная экологияСоциальная экология.
рассматривает соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, то есть со средой, окружающей человека...

Конкуренция на рынке труда

Конкуренция на рынке трудаКонкуренция на рынке труда существует в следующих формах: между работодателями, между работниками, между наемными работниками и работодателями ...

Роль государства в регулировании доходов

Роль государства в регулировании доходовРегулирование доходов при всех экономических системах является составной частью социально-экономической политики, направленной на повышение доходов ...

Источники социальной незащищенности

Источники социальной незащищенностиИсточники можно разделить на две группы: абсолютные и относительные. К первой группе относятся те, которые при любой направленности их динамики однозначно влияют на ...

Показатели миграции населения

Показатели миграции населенияРазличают внутреннюю, внешнюю, сезонную и маятниковую миграцию. Для характеристики используются относительные и абсолютные показатели миграции ...