Показатели статистики расходов населения и потребления материальных благ и услуг.

Денежные расходы населения –

это использование доходов населения на покупку товаров и оплату услуг и различного рода платежи: обязательные платежи и профсоюзные взносы (налоги, сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные и кооперативные организации, возврат банковских ссуд), покупку иностранной валюты, а также прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах. При этом в СНС проводится различие между расходами на конечное потребление и объемом фактического конечного потребления. https://www.bordur-trotuar.ru лоток водоотводной цена.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств включают:

1. расходы за счет личного бюджета на покупку потребительских товаров;

2. расходы на оплату потребительских товаров;

3. потребление продуктов в натуральной форме, произведенных домашними хозяйствами для собственного конечного потребления;

4. потребление продуктов, полученных домашними хозяйствами в натуральной форме в качестве оплаты труда;

5. услуги по проживанию в собственном жилище

Объем фактического потребления домашних хозяйств

– реальная величина конечного потребления, которое обеспечивается как за счет реального дохода, так и за счет социальных трансфертов в натуральной форме, предоставляемых населению органами государственного управления, и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства.

Основным показателем потребления служит уровень индивидуального потребления

как средний размер потребления определенных товаров и услуг на душу населения. Он рассчитывается в виде отношения годового объема потребляемых товаров и услуг по видам к среднегодовой численности населения как в целом, так и по отдельным социальным группам, группам по доходу, возрасту, характеру занятий.

Сравнение фактического потребления отдельных товаров с нормативным позволяет определить уровень удовлетворения потребности населения в данном товаре.

Коэффициент удовлетворения потребности в i-м товаре имеет вид:

,

где факт – фактическое потребление i-го товара в среднем на душу населения;

норм – нормативный уровень потребления i-го товара в среднем на душу населения;

Коэффициент удовлетворения потребностей населения по всем потребительским товарам и услугам

(К у.п.о.) определяется в агрегатной форме:

,

где p – цена товара;

q- количество фактически потребленных товаров;

s – количество фактически потребленных услуг;

t – фактический тариф за определенную услугу;

qн – норматив потребления определенного товара на душу населения;

sн – норматив потребления определенного вида услуг на душу населения;

- средняя численность населения за период.

Разность числителя и знаменате6ля этого показателя определяет стоимость общего недопотребления товаров и услуг по сравнению с нормативным его уровнем.

Динамика общего и среднедушевого потребления изучается с помощью индексов. По отдельным видам товаров рассчитываются индивидуальные индексы изменения потребления:

· общего потребления i-го товара: ,

где ∑qi1, ∑qi10 - объемы потребления i – го товара в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах соответственно;

· среднедушевого потребления i-го товара:

,

где , - средняя численность населения в отчетном и базисном периодах, соответственно;

· разница между числителем и знаменателем индексов показывает абсолютное изменение соответственно общего и среднедушевого потребления i-го товара: Δ;

.

Потребление населением услуг измеряется так же, как и товаров. При этом должна быть обеспечена сопоставимость цен (тарифов – t) на услуги в отчетном и базисном периодах в результате использования сопоставимой (базисной) цены или применения метода дефлятирования.

Динамика общего потребления населением товаров и услуг характеризуется агрегатным индексом объема потребления

:

,

где q1, q0; s1,s0 – количество потребленных в отчетном и базисном периодах соответственно товаров и услуг;

Перейти на страницу: 1 2

 

Избранные статьи

Социальные функции семьиСоциальные функции семьи.
Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе...
Социальные классыСоциальные классы.
Социологи расходятся во взглядах на источники социальной стратификации, но они едины в том, что социальное неравенство является структурным аспектом современной жизни...
Социальная экологияСоциальная экология.
рассматривает соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, то есть со средой, окружающей человека...

Конкуренция на рынке труда

Конкуренция на рынке трудаКонкуренция на рынке труда существует в следующих формах: между работодателями, между работниками, между наемными работниками и работодателями ...

Роль государства в регулировании доходов

Роль государства в регулировании доходовРегулирование доходов при всех экономических системах является составной частью социально-экономической политики, направленной на повышение доходов ...

Источники социальной незащищенности

Источники социальной незащищенностиИсточники можно разделить на две группы: абсолютные и относительные. К первой группе относятся те, которые при любой направленности их динамики однозначно влияют на ...

Показатели миграции населения

Показатели миграции населенияРазличают внутреннюю, внешнюю, сезонную и маятниковую миграцию. Для характеристики используются относительные и абсолютные показатели миграции ...