SMS-опрос – новый метод социологического исследования

Одним из новых методов социологических опросов сегодня в мире является SMS-опрос, который используется при помощи мобильной связи. Применение нового метода сбора информации – SMS-опроса – имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с другими методами:

1. Оперативность получения и обработки данных (SMS-система обрабатывает до 300 SMS-сообщений в секунду).

2. Актуальность получаемой информации.

3. Возможная масштабность и массовость исследования (практически не зависит от географических, экономических и других условий, часто мешающих проведению полноценного исследования).

4. Удобство и простота в проведении опроса.

5. Возможность анализа полученных данных с помощью автоматически построенных отчетов (в виде различных графиков, диаграмм, таблиц) [18, c. 1].

SMS-опрос предусматривает, во-первых, электронное обращение исследователя к определенной группе людей – респондентов – с вопросами, содержание которых представляет собой изучаемую проблему. Во-вторых, – автоматическое составление и статистическую обработку полученных ответов, а также их последующую интерпретацию. При сравнении методов, использующихся в социологической практике, метод SMS-опроса эффективен в случаях:

· Когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации либо когда такие источники вообще отсутствуют (при проведении различных исследований средствами массовой информации довольно часто встает именно такая проблема, поэтому использование SMS-опроса может быть одним из способов ее решения).

· Когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения (метод особенно важен при проведении исследования, охватывающего несколько географических объектов).

· Когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребности, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т. д. (например, предпочтения радиослушателей или вкусы посетителей крупных магазинов и торговых комплексов).

· В качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.

Важным преимуществом использования SMS-технологий при проведении социологических исследований является гибкая и эффективная последующая обработка данных. Обработка результатов SMS-опроса включает в себя следующие этапы:

1. Вместо традиционного и достаточно затратного этапа редактирования и кодирования информации SMS-система предоставляет исследователям унифицированные и формализованные отчеты по той информации, которая была получена в ходе исследования.

2. Создание переменных. Собранная на основании SMS-сообщений информация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо решить в исследовании. Необходимо провести обратную процедуру, то есть перевести данные в форму, которая отвечала бы на вопросы исследования.

3. Статистический анализ. Этот шаг является ключевым в процессе анализа социологических данных. В ходе статистического анализа выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы. Для проведения статистического анализа социологи используют большое число различных математических методов, позволяющих полно и всесторонне анализировать собранную информацию. Современные IТ-технологии позволяют проводить математико-статистическую обработку данных.

4. При обработке и анализе данных, полученных методом SMS-опроса, могут быть широко применены методы ранжирования, шкалирования, корреляции и др. Этот этап значительно упрощен за счет ведения базы данных и формирования на ее основе автоматических статистических отчетов.

5. Социологическое исследование завершается формированием выводов, предложений и рекомендаций. Они должны носить конкретный, реалистический характер, иметь необходимые обоснования в материалах исследования, подтверждаться документальными и статистическими данными. В этой связи, помимо SMS-опроса, желательно использовать другие социологические методы, такие, например, как интервьюирование, анализ документов и др.

При всех "за" существуют и некоторые трудности в использовании SMS-метода. Проблемы и ограничения сводятся к таким, например, как финансовые затраты, связанные с приобретением программных комплексов, предназначенных для проведения исследования, а также недоступность мобильной связи всем слоям общества. Серьезными проблемами являются неразработанность техники и методики проведения соцопросов в Республике Беларусь (к тому же еще и таких новых, мало опробованных на практике), неготовность людей к участию в такого рода нестандартных опросах (игнорирование, случайные, игровые заполнения, намеренное искажение информации о себе). Названные проблемы характерны практически для всех вариантов опроса. Исследователям стоит подумать, как этих проблем избежать. Ведь немаловажным фактором в недостаточных для анализа результатах является плохое знание исследователями изучаемой области, целей социологического опроса, а также некорректная постановка социологических вопросов [18, c. 1].

 

Избранные статьи

Социальные функции семьиСоциальные функции семьи.
Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе...
Социальные классыСоциальные классы.
Социологи расходятся во взглядах на источники социальной стратификации, но они едины в том, что социальное неравенство является структурным аспектом современной жизни...
Социальная экологияСоциальная экология.
рассматривает соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, то есть со средой, окружающей человека...

Конкуренция на рынке труда

Конкуренция на рынке трудаКонкуренция на рынке труда существует в следующих формах: между работодателями, между работниками, между наемными работниками и работодателями ...

Роль государства в регулировании доходов

Роль государства в регулировании доходовРегулирование доходов при всех экономических системах является составной частью социально-экономической политики, направленной на повышение доходов ...

Источники социальной незащищенности

Источники социальной незащищенностиИсточники можно разделить на две группы: абсолютные и относительные. К первой группе относятся те, которые при любой направленности их динамики однозначно влияют на ...

Показатели миграции населения

Показатели миграции населенияРазличают внутреннюю, внешнюю, сезонную и маятниковую миграцию. Для характеристики используются относительные и абсолютные показатели миграции ...