Статистика политической и общественной жизни

Статистика политической и общественной жизни представляет собой отрасль социальной статистики, описывающей в количественных показателях структуру государственной власти, отношения между государственными и общественными институтами, социальными слоями, нациями и народностями, между государством и отдельными гражданами по поводу власти и в связи с выработкой и осуществлением политики, политические нормы, политическое сознание, политическую и правовую культуру.

Предмет статистики политической и общественной жизни – количественная сторона явлений, происходящих в политической системе общества: государстве и его учреждениях, политических партиях, общественных движениях, организациях, объединениях, трудовых коллективах.

Раздел, отражающий состояние политической системы, в социальной статистике представлен показателями, характеризующими количественную сторону явлений и процессов, которые происходят в политической системе общества.

Система показателей политической статистики состоит из шести разделов.

1. Избирательная система и формирование органов государственной представительной власти

Показатели этого раздела позволяют отслеживать процесс формирования высших органов государственной власти федерального, республиканского, краевого, областного, окружного и т.д. уровней. Они дают представление о возрастных, образовательных, национальных, социально-профессиональных, политических характеристиках как выдвигаемых кандидатов, так и выбранных депутатов в законодательных органах.

1. Органы государственного управления и местного самоуправления: показатели, характеризующие численность и структуру аналогичных свойств исполнительных органов соотвутсвующих уровней.

2. Партии, общественные, политические, массовые организации, движения и т.п. (ассоциации, фонды, союзы): их численность, состав, структура, затраты на содержание (по возможности).

3. Социально-политическая активность граждан: численность и состав граждан, принимавших участие в различных собраниях, митингах, демонстрациях, акциях протеста и т.д.

При отборе показателей социально-политической активности граждан обращают внимание на следующие аспекты:

а) Характер мероприятий по направленности (экономический, политически, национальный, религиозный, экологический и т.п.); по соблюдению законности (санкционированный или нет, ыбли ли нарушения закона, общественного порядка).

б) Электоральная активность: численность и состав граждан, принимавших участие в выборах различного уровня с указанием о том, состоялись ли выборы или нет.

4. Политическое сознание общества: показатели, отражающие отношение и доверие граждан к политическим институтам, партиям, движениям, политическим документам, решениям, явлениям и процессам, политическим деятелям. Как правило, в их основе лежат материалы социологических исследований.

5. Межнациональные отношения: показатели национального состава населения, распространения национальных языков, образовательного уровня, профессиональной подготовки, уровня и условий жизни населения национально-территориальных структур, взаимоотношений граждан коренной и некоренных национальностей.

Общественное мнение – это способ проявления общественного сознания, выраженного в суждениях, рекомендациях, требованиях. Общественное мнение, как правило, представляет собой осознание населением социально-экономических проблем жизни. Иногда оно возникает в результате высказываний и суждений по наиболее острым социальным или экономическим проблемам. Значение общественного мнения определяется социальной структурой государства, уровнем развития экономики, политической и общей культуры населения. Общественное мнение является эффективным инструментом проведения социальной политики.

Источник информации об общественном мнении – письма трудящихся в руководящие органы, а также органы массовой информации: газеты, журналы, радио, телевидение. При изучении общественного мнения по документам важное значение придается качественному анализу информации, поскольку большинство документов имеет иное назначение, а мнение, отраженное в письмах трудящихся, очень часто бывает субъективным. Поэтому при работе с массовыми источниками необходимо их сопоставление с другими документами.

Перейти на страницу: 1 2 3

 

Избранные статьи

Социальные функции семьиСоциальные функции семьи.
Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе...
Социальные классыСоциальные классы.
Социологи расходятся во взглядах на источники социальной стратификации, но они едины в том, что социальное неравенство является структурным аспектом современной жизни...
Социальная экологияСоциальная экология.
рассматривает соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, то есть со средой, окружающей человека...

Конкуренция на рынке труда

Конкуренция на рынке трудаКонкуренция на рынке труда существует в следующих формах: между работодателями, между работниками, между наемными работниками и работодателями ...

Роль государства в регулировании доходов

Роль государства в регулировании доходовРегулирование доходов при всех экономических системах является составной частью социально-экономической политики, направленной на повышение доходов ...

Источники социальной незащищенности

Источники социальной незащищенностиИсточники можно разделить на две группы: абсолютные и относительные. К первой группе относятся те, которые при любой направленности их динамики однозначно влияют на ...

Показатели миграции населения

Показатели миграции населенияРазличают внутреннюю, внешнюю, сезонную и маятниковую миграцию. Для характеристики используются относительные и абсолютные показатели миграции ...