Основные источники финансирования социальной защиты населения.

*по данным Минфина России.

В переходной экономике расходы бюджета на социальные нужды имеют особое значение. Это связано прежде всего с тем, что в этот период происходит резкое падение уровня жизни населения из-за инфляции, а также реальных доходов основной массы населения.

Важную роль в формировании финансовых источников социальной поддержки населения и особенно наиболее нуждающихся граждан играет созданный в 1992 г. Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, обеспечивающий дополнительное сверхбюджетное финанси­рование федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке граждан.

Средства республиканского (федерального) и территори­альных фондов расходуются на:

- предоставление помощи в виде предметов первой необ­ходимости (одежды, обуви, питания) бесплатно или по льгот­ным ценам;

- предоставление дотаций на приобретение лекарств;

- оплату коммунальных услуг;

- обеспечение ночного проживания бездомных граждан;

- создание дополнительных рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью и другие мероприятия.

За счет средств Республиканского фонда социальной под­держки населения финансируются программы многих регио­нов России по оказанию помощи многодетным и малообеспе­ченным семьям, детям-сиротам, детям-инвалидам.

Государственная система социальной защиты населения в значительной мере подкрепляется местными ресурсами. Ос­новным источником формирования бюджетов всех уровней, особенно местных бюджетов, являются налоги.

Налоги- это обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставке, устанавли­ваемой в законодательном порядке.

Бюджетную систему РФ «питают» 44 вида налогов, сбо­ров и других платежей. Кроме того, существует около 20 го­сударственных внебюджетных фондов, доходная часть кото­рых формируется за счет целевых отчислений.

Три пятых общей суммы отчислений во внебюджетные фон­ды составляют отчисления в социальные фонды. Внебюджет­ные фонды социального назначения формируются по тарифам страховых взносов, определяемых законами. Так, законом от 21 декабря 1995 г. «О тарифах страховых взносов в Пенсион­ный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государ­ственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательно­го медицинского страхования РФ на 1996 год», определены ставки платежей (начисления на фонд оплаты труда):

- в Пенсионный фонд - 28% для работодателей-организа­ций, а для занятых в производстве сельскохозяйственной продукции - в размере 20,6% выплат; для индивиду­альных предпринимателей - в размере 5% полученного от их деятельности дохода; для граждан, использующих труд на­емных работников в личном хозяйстве, - 28%, а для работа­ющих граждан - в размере 1% от указанных выплат;

- в Фонд социального страхования страховые взносы на­числяются на все виды оплаты труда в размере 5,4%, за исключением определенных п. 15 Положения о Фонде соци­ального страхования РФ, а именно: компенсации за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении, выплаты в возмещение ущерба и в качестве материальной помощи, выплаты в виде поощрения и т.п.;

- в Фонд занятости населения - в размере 1%;

- в Фонд обязательного медицинского страхования - 3,6% к начисленной оплате труда, кроме выплат в качестве ком­пенсации за неиспользованный отпуск, выходного пособия при увольнении, стоимости рациона бесплатного питания, спец­одежды, стоимости путевок, дивидендов на акции и др.

Сущность налогов состоит в изъятии государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей услови­ям развития общественного производства, невозможна не толь­ко эффективная рыночная экономика, но и эффективная со­циальная поддержка неимущих слоев населения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

 

Избранные статьи

Социальные функции семьиСоциальные функции семьи.
Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе...
Социальные классыСоциальные классы.
Социологи расходятся во взглядах на источники социальной стратификации, но они едины в том, что социальное неравенство является структурным аспектом современной жизни...
Социальная экологияСоциальная экология.
рассматривает соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, то есть со средой, окружающей человека...

Конкуренция на рынке труда

Конкуренция на рынке трудаКонкуренция на рынке труда существует в следующих формах: между работодателями, между работниками, между наемными работниками и работодателями ...

Роль государства в регулировании доходов

Роль государства в регулировании доходовРегулирование доходов при всех экономических системах является составной частью социально-экономической политики, направленной на повышение доходов ...

Источники социальной незащищенности

Источники социальной незащищенностиИсточники можно разделить на две группы: абсолютные и относительные. К первой группе относятся те, которые при любой направленности их динамики однозначно влияют на ...

Показатели миграции населения

Показатели миграции населенияРазличают внутреннюю, внешнюю, сезонную и маятниковую миграцию. Для характеристики используются относительные и абсолютные показатели миграции ...