Ценностные ориентации молодежи

Понятие "ценность" весьма широко используется в философской и другой специальной литературе для указания на человеческое, со­циальное и культурное значение определенных явлений действитель­ности. Ценность (по П. Менцеру) — это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стре­миться, созерцать и относиться с уважением, признанием, по­чтением.

По сути, ценность — не свойство какой-либо вещи, а сущность, условие полноценного бытия объекта.

Ценность как совокупность всех предметов человеческой деятель­ности может рассматриваться как "предметные ценности", т. е. объек­ты ценностного отношения. Сама по себе ценность — это некая зна­чимость объекта для субъекта. Ценности — это суть и свойства предмета, явления. Это также определенные идеи, воззрения, посредством которых люди удовлетворяют свои потребно­сти и интересы.

Способы и критерии, на основании которых производятся проце­дуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в обще­ственном сознании и культуре как и субъективные ценности. Таким образом, предметные и субъективные ценности представляют собой два плюса ценностного отношения человека к окружающему его миру.

То, что для одного человека может быть ценностью, другой мо­жет недооценивать, а то и вовсе не считать ценностью, т. е. ценность всегда субъективна.

Ценности с формальной точки зрения разделяют на позитив­ные и негативные (среди них можно выделить и малоценность), абсо­лютные и относительные, субъективные и объективные. По со­держанию различают вещные ценности, логические и эстетические.

Любая историческая общественная форма жизнеустрой­ства, жизнедеятельности людей имеет не просто отдельные ценности, но их систему, определенную иерархию ценностей. Без усвоения личностью такой системы ценностей, без определения собственного отношения к ним невозможен не только успешный процесс социализации личности, но и соответствующее поддержа­ние нормативного порядка в обществе вообще.

Когда говорят о системе ценностей, то имеют в виду не просто некую совокупность идеальных средств человеческой деятельности, а специфический культурный феномен, своеобразную "пирамидаль­ную призму", в которой и посредством которой преломляется вся си­стема реальных жизненных отношений между субъектом и окружа­ющим его миром.

Приоритетное значение имеют индивидуальные ценности лю­дей (личностей), ибо только некая их сумма может представ­лять собой ценности социальные, ценности всего общества.

Иерархия индивидуальных (личностных) ценностей является свое­образным связующим звеном между отдельным человеком (индиви­дом) и обществом, его культурой в целом. Иными словами, есть ду­ховный мир самого человека и определенная культура общества, которые взаимосвязаны и взаимодействуют посредством ценностей определенного человека.

Не все потребности и ценности человеком ясно осознаются, и познаются. При этом важно учитывать то обстоятельство психоло­гического плана, что для подавляющего большинства людей супер­ценностью являются они сами, т. е. "Я — ценность!" В определен­ной мере это — объективное явление, ибо высочайшей целью человека является его самореализация, саморазвитие и самосовер­шенствование

Ценностные ориентации (или реже — предпочтения) — это определенная совокупность иерархически связанных между собой ценностей, которая задает человеку направленность его жизнедеятельности.

С юных лет человек в основном приобщается к различным цен­ностям, уясняет для себя их сущность и смысл. Далее, в процессе обучения, всестороннего развития, накопления жизненного опыта личность вырабатывает способность самостоятельно выбирать сис­темообразующую ценность, т. е. ту, которая в данный момент пред­ставляется ей наиболее значимой и одновременно задает опреде­ленную иерархию ценностей.

В сознании каждого человека личностные ценности отражают­ся в форме социальных, ценностных ориентации, которые образно называют "осью сознания", обеспечивающей устойчивость лично­сти. "Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, су­щественное для данного человека от незначимого, несуществен­ного" .

Ценностные ориентации человека складываются в определенную систему, имеющую (в виде подсистем) три основных направления: социально-структурные ориентации и планы; планы и ориентации на определенный образ жизни; деятельность и общение человека в сфере различных социальных институтов.

Перейти на страницу: 1 2

 

Избранные статьи

Социальные функции семьиСоциальные функции семьи.
Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе...
Социальные классыСоциальные классы.
Социологи расходятся во взглядах на источники социальной стратификации, но они едины в том, что социальное неравенство является структурным аспектом современной жизни...
Социальная экологияСоциальная экология.
рассматривает соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, то есть со средой, окружающей человека...

Конкуренция на рынке труда

Конкуренция на рынке трудаКонкуренция на рынке труда существует в следующих формах: между работодателями, между работниками, между наемными работниками и работодателями ...

Роль государства в регулировании доходов

Роль государства в регулировании доходовРегулирование доходов при всех экономических системах является составной частью социально-экономической политики, направленной на повышение доходов ...

Источники социальной незащищенности

Источники социальной незащищенностиИсточники можно разделить на две группы: абсолютные и относительные. К первой группе относятся те, которые при любой направленности их динамики однозначно влияют на ...

Показатели миграции населения

Показатели миграции населенияРазличают внутреннюю, внешнюю, сезонную и маятниковую миграцию. Для характеристики используются относительные и абсолютные показатели миграции ...